Начертание славянской мифологии / Касторский М. 1841г. Михаил Иванович Касторский (1809 — 6 (18) июля 1866) — доктор философии, профессор всеобщей истории в Санкт-Петербургском университете3. Глава первая. Славянский народ; его Мифология Славяне суть один народ, коренной Европейский. Одна его Мифология Возможность составления Славянской Мифологии в настоящее время. Опыты иноземных писателей ее до 1771 года. Подложные кумиры Маша и гр Я. Потоцкого. Мифологи нашего племени. Задача для писателя Мифологии Метод Сочинителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1 Глава вторая. Источники Сл. Мифологии Историки современные Славянскому язычеству или близкие к нему: Прокопий, А. ибн Фодлян, Дитмар, Адам Бр., Гельмольд, Саксо Гр., Жизнеописатели св. Оттона, Пр. Нестор, Косма, Вацерад; Краледворский Рукопис. Мифы. Саги; некоторые Русские, Польские и Чешские саги . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Глава третья. Падение язычества Распространение Христианской веры между Славянскими племенами. Кроткая проповедь Греческих и Славянских проповедников. Уничтожение народности Славянской Германскими Христианами; их собственные свидетельства. Ступени перехода от язычества к Христианству . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 Глава четвертая. Бог. Бел-бог, Черне-бог Корень и значение слова. Вера в Единого Бога; происхождение многобожия; возвышение над другими богами главного бога или бога богов. Обедиенции: Перунова в Киеве, Радегастова в Ретре, Световитова в Арконе. Возвращение к Единому Богу, Пра-богу. Бел-бог, Черне-бог; нельзя принимать дуализма в учении о Славянских богах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Глава пятая. Паром, Перун Форма имени Парома. Прове. Паром бог богов Восточных Славян. Он есть Громовник. Миф о Пароме. Отношение его к Солнцу, Месяцу, Утренице; сыны божии, Солнцевы Девы. Змоки или огненные змеи. Его другие имена: Ярило, Ясс и, вероятно, Стри-бог, Даж-бог Перун как племенной бог многих Славян. Кривичи принадлежат к обедиенции Криве-Кривейто. Преобладание Перуна в России над другими богами. Служение ему у других племен. Сходство служения Парому с служением Световиту . . . . . 49 Глава шестая. Радегаст и Световит Страны господства их. Известия о древнейшем служении Радегасту. Его описание у Дитмара, Адама, Гельмольда как бога богов. Соперничество храма его в Ретре с храмом Световита в Арконе. Древнейшее известие о служении Световиту. Война за веру Ретры с Арконою. - Господство Арконы. Подробное описание храма Световитова у Саксо Грамматика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76 Глава седьмая. Боги племенные Недостаток отличительных свойств племенных богов по причине преобладания верховных богов. Коренные черты характера и жизни Славян служат нитью при рассмотрении веры народной. Гостеприимство Славян: Радегаст как племенной бог. Зима, или царство Мурены, богини смерти; смерть Славянина, жизнь за гробом, вызывание дзядов. Переход зимы в весну . . . . . . . . . . . . . . . .99 Глава восьмая. Диди Лада, или Великая Лада Форма имени и проименования; от последнего происходят другие имена Лады: Дода, Дуда, Дада, Дюнда, Дзидза, Дзидзилия. Песни и хороводы единственные памятники служения Ладе. Почитание дерев и вод. Древнейшие свидетельства того и другого Лешие, Яга-баба. Русалки, Вилы, их быт и отношение к человеческому роду . . .121 Глава девятая. Разгары, Святоянские огни. Ярило, Турицы, Лель-по-Лель Стетц; праздник Купальницы, живой огонь. Световит. Как должно писать и понимать имя бога Арконского? Руэ-вит, По-рья-вит, По-рья-нут. Лето. Дева, Дзива, Девана, Прия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150 Глава десятая. Домовые духи Осень. Велес, бог скота, почитался у всех Славянских племен. Сага об Юлине Домовые, бесы, дясы. Пикулик, Матога, Влколак, Муры, Марас-Карас, Кикимора Объяснение имени Семарглы и Корся. Ведьмы; Пан Чур. Священные предметы внутри дома. Совершение годового круга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .174